Оборудование для оснащения кабинета специалиста под ключ. Всё самое необходимое для проведения занятий логопеда, психолога, дифектолога в ДОУ.
Развитие речи является одним из основных элементов правильного развития ребенка. Раннее обнаружение дефектов речи позволяет логопеду более эффективно проводить занятия по коррекции, тем самым способствуя своевременному усвоению ребенком всех речевых навыков.
Сегодня существует ряд требований, предъявляемых ФГОС, которые обязывают дошкольные образовательные учреждения создавать необходимые условия для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Так, кабинет специалиста должен иметь несколько зон разного назначения, специальное логопедическое оборудование, методический материал, а также всю необходимую мебель.
От того, насколько комфортная обстановка создана в помещении, зависит эмоциональное состояние ребят, нуждающихся в исправлении всевозможных речевых дефектов. Поэтому очень важно учитывать некоторые принципы, влияющие на создание правильной коррекционно-развивающей среды.
- Эстетика и уют. Все предметы, включая оформление стен, должны быть привлекательными, чистыми и интересными детям.
- Удобство и мобильность. Мебель и предметы, расположенные на стенах, должны двигаться и при необходимости переноситься с места на место.
- Доступность. Все предметы, которыми могут пользоваться дети в процессе занятий, должны быть в легком доступе, то есть располагаться на нижних полках.
- Интеграция. Оборудование и дидактические пособия должны применяться в разных областях логопедической работы и при этом всегда индивидуально подбираться для разной возрастной категории и различных нарушений речи.
- Системность и последовательность. Весь материал необходимо структурировать по темам и использовать поэтапно.
- Разнообразие. Все занятия и обучающие игры необходимо сделать вариативными относительно возраста детей и коррекционных целей, а также для большей заинтересованности ребятами самим процессом.
Такой подход позволит достигнуть видимых результатов достаточно быстро, что в свою очередь даст возможность детям дошкольного возраста исправить речевые нарушения до поступления в школу.
Требования ФГОС, предъявляемые к кабинетам специалистов:
Площадь помещения должна быть не менее 20 м. кВ. независимо от того, какие проводятся занятия (индивидуальные или групповые); Освещение и мебель должны соответствовать требованиям СанПиНа. Кабинет должен быть поделен на такие зоны, как: рабочее место учителя, учебная часть, зона для индивидуальных занятий, место для оборудования.
Помещение должно быть визуально поделено на следующие зоны:
- Методическая. Включает в себя весь методический материал;
- Артикуляционная. Сюда относятся зеркала и плакаты с изображением речевых гимнастик;
- Слуховая. Здесь находятся игрушки, музыкальные инструменты, а также картинки с изображением эмоций;
- Лексико-грамматическая. Также предполагает наличие картинок для развития речи, азбука (настенная), карточки с чистоговорками и скороговорками и другие наглядные пособия;
- Моторная. Подразумевает всевозможные пособия, развивающие моторику у детей; Поощрительная. К ней относятся различные предметы-поощрения за успехи и достижения (магнитики, медали, звездочки и т.д.)
Работая с маленькими детьми, имеющими какие-либо нарушения речи, следует помнить, что в первую очередь необходимо создать в кабинете условия, позволяющие ребятам чувствовать себя в безопасности. Им должно быть интересно и спокойно, поэтому атмосфера должна быть мягкой и теплой. Ведь от того, в каких условия ребенок достигает столь важных для него результатов, зависит его психическое и эмоциональное состояние и в момент занятий и в дальнейшем, когда ему придется оказаться в новом коллективе.